Когда нельзя вылечить… "отпустите" – так часто говорят нам врачи. Нам – родным и близким умирающего. Тем, кто рядом. Тем, от кого, зачастую, зависит, до какого этапа будет продолжаться активное лечение/поддержание жизни. Не от больного, от нас… Свозить еще к одному доктору? Попробовать еще одно лекарство? Вызвать скорую? Отправить в реанимацию? Услышать "отпустите" и принять, либо отвергнуть это предложение… мы, чаще всего мы принимаем это решение для больного. Тем самым определяя, какой будет его жизнь и его смерть.
Каждое наше действие имеет последствия для больного. Конечно, мы хотим как лучше. Конечно, мы не хотим дополнительных страданий и мук. Конечно, мы просто хотим помочь и прикладываем для этого все силы. Только не всегда разумно. Не всегда осознавая, что за наши попытки сделать как лучше, больной, зачастую, платит своим комфортом. Отечные ноги – меньшая проблема, чем постоянная необходимость добираться до туалета после мочегонных. Плохой аппетит причиняет меньше страданий больному, чем тошнота. А трубка в горле и аппарат искусственного дыхания в последние дни жизни – мучительней, чем одышка.
Любое наше действие влияет на то, как будет жить и умирать тяжелобольной человек. Наше бездействие – тоже влияет. "Не беспокоя" умирающего больного, мы обрекаем его на пролежни, которые будут болеть. Не давая лекарств "от давления" и "от сердца", потому что "уже все равно", мы создаем риск дополнительных страданий от скачков давления и, возможно, инфаркта. "Может так оно легче" – скажет кто-то. Может. Для кого-то из больных это будет инфаркт и смерть за считанные минуты от нарушения ритма и, может, так легче. А для кого-то – гибель части сердечной мышцы, тяжелая сердечная недостаточность и мучительное удушье в течение нескольких дней. Вдобавок к основному, какому-нибудь онкодиагнозу со своими "прелестями".
Каждый раз, порываясь сделать "как лучше", стоит строго спросить себя – а действительно ли именно так – лучше? Именно больному – лучше. Легче, комфортнее. Не "правильно", не "как должно быть", а именно комфортнее. Ведь для умирающего больного именно комфорт – то единственное, что имеет смысл. Смысл каждого действия. И бездействия – тоже.
Мы не умеем говорить о смерти. Да и о жизни тоже. Мы не умеем спрашивать, чего хочет наш уходящий близкий. Привнося в ЕГО жизнь НАШЕ понимание "лучше". Не отдавая себе отчет в последствиях наших действий, принимаем НАШИ решения о ЕГО жизни. Вместо того, чтоб задать вопрос – "чего ты хочешь?". И вместе решить, что делать и что не делать для того, чтоб было действительно как лучше. Почему?
|