Печатая свои посты и статьи, я для фона
включаю музыку. Я слушаю ее, не видя исполнителей. И мне собственно все равно,
какие они из себя, эти исполнители. Просто есть музыка, которая мне нравится и
которая не нравится. Или я могу читать стихи и мне тоже по большей части все
равно, как выглядит их автор, просто какие-то стихи задевают струны моей души,
а какие-то нет. И та же ситуация с прозой… И с картинами… Не видя людей, видя
только плоды их труда, я оцениваю эти плоды. Я отношусь как-то именно к этим
плодам. Я сужу слепо.
И вдруг… вдруг оказывается, что
прекрасный певец – слеп, автор стихов – парализован и печатает их ногой, автор
невероятно трогающего эссе – изуродован страшными ожогами, а красивейшие
картина написаны карандашом, зажатым в зубах. И ты смотришь на эти плоды
деятельности уже совсем по-другому. Уже не с точки зрения "нравится"
– "не нравится", а с точки зрения… Когда с какой. Иногда – как на
цирковую обезьянку. "Вау, калека, а делает то, что и нормальные! Вау какой
трюк!". Иногда как на инопланетянина, у которого рот на ладошке "Тю,
как же он это делает? Я же делаю не так, как он может делать отлично от
меня?!". А в глазах некоторых сам факт инвалидности обесценивает любые
достижения "подумаешь, поет/пишет/рисует, он же калека!". Видя
работу, выполненную человеком с инвалидностью, мало кто способен оценивать ее
объективно, а не через призму инвалидности.
"Я – это не моя коляска! Я – это я,
Ира Гавришева, личность, которая просто вынуждена использовать коляску для
передвижения!" – когда-то не выдержала я в разговоре с человеком, который
все сводил к тому, как же я живу/работаю/творю, будучи в коляске. И я знаю, что
таких людей очень много. Что немало народу просто не узнает меня, если меня
посадить где-то на стуле. Удивительно, правда? Люди, которые читают меня,
узнают мои статьи по стилю, духу и т. д. Они видят мою личность и
индивидуальность в строчках на экранах своих компьютеров. А немалая часть тех,
кто видит меня в реале, о моей личности не знают и не хотят знать ничего. И они
не узнают меня в лицо, если я буду без своего железного коня. Почему
возможность видеть другого человека, превращает людей в слепцов?! Почему то,
что мы видим, так искажает наше представление о других, перекрывая все другое?!
Мне очень понравился этот ролик. Как раз
о том, как важно видеть личность вне зависимости от ее оболочки
Вы бы пошли на бесплатный концерт
группы, которую вы видите в первой части ролика? А на концерт ребят, которых
видите потом? Можете ли вы слушать незамысловатую мелодию, притопывать в такт и
не отводить взгляд от экрана в тот момент, когда на нем лица музыкантов? И не
думать "во блин, фрики, а играют музыку!"?
Я уже давно намеренно не скрываю свою
инвалидность. И не стыжусь ее. Но… когда есть возможность не говорить о том,
что я… (список диагнозов и ограничений) – я этой возможностью пользуюсь. Потому
что я хочу, чтоб люди судили о моей работе по моей работе, а не потому, каким
образом или в каком состоянии я это делаю. Я искренне не понимала и продолжаю
непонимать всеобщего восхищения, когда я написала одну статейку по работе,
будучи после тяжелой операции. Ну да, состояние было хреновое, но с другой
стороны руки уже печатали, глаза видели, мозги варили… а еще мне было
смертельно скучно, фильмы на компе закончились, писать о том, как мне хреново,
было тошно… поэтому я села и написала текст по работе. Хоть какой-то развлекон.
Статья, кстати, была написана далеко не лучшим образом. Но ее оценивали сквозь
призму "Ира после операции" и от этого было достаточно неприятно…
Уметь ценить человека, личность, то, что
он делает, а не его оболочку – как это сложно для большинства людей! И иногда
для этого… для того, чтобы увидеть душу человека, нужно закрыть глаза, выкинуть
из головы визуальный образ и просто получать удовольствие от плодов труда
человека. Ведь это так просто, правда? Закрыть глаза и увидеть…
Да, кстати, а сколько творцов, причем, великих, слепых, глухих... Бетховен тот же самый. Да и сейчас много хороших музыкантов, что называется, impaired. Так что это не показатель вообще...
Да, по идее не должно быть показателем... но к сожалению в глазах людей очень часто это - решающий фактор. Как для того, чтобы начать восхищаться, так и для того, чтоб начать плеваться
Простите, если вдруг не в тему. Давно вас читаю, чукча - читатель в основном Согласна со всем, кроме, пожалуй, одного. Да и то не полностью. В плане "вау-восприятия" - если касается работы мозгами и человек на коляске/левой ногой/тд-тп, то мне лично плевать, давно воспринимаю уже человека_как_человека. Может, еще и потому, что знакомые-колясочники очень даже имеются. А если взять чисто физиологические действия - да, у меня может быть слегка тот самый "вау-эффект", но! исключительно потому, что можно понять, как это сложно самому человеку, а не потому что "убогенький, а делает". То есть, ооочень грубо говоря, одному моему другу посуду помыть - все равно, что мне двойное сальто назад с места сделать. Но, опять же, восхищения не показываю - пускай работает да он и сам говорит, что иначе разленится совсем. Путано очень, но уж тема больно затронула... Я и сама еле до туалета со свернутым коленом еле по стенке прыгала несколько месяцев. А когда в бар пришла, нарвалась на такую же реакцию... Обматерить желание было сильное. С уважением, Майя
Да, согласна полностью. Я сама иногда смотрю на то, как например парень Артем (я о нем писала в статье про приключения "Счастливого ребенка") и восхищаюсь в том смысле, что я вот печатаю обычно вслепую 10 пальцами и если например ломаю руку, то вынуждена печатать одной рукой и это в разы медленнее. В такие периоды я психую и т. д. А у Артема хватает терпения одним пальцем ноги нажимать кнопки, не видя их, ошибаться, стирать, снова нажимать и т. д. Я восхищаюсь именно терпением, а не самим фактом того, что он научился этому. Как раз научиться в такой ситуации как по мне - естественная реакция. Когда человек не приспосабливается к своему состоянию - вот это по-моему странно. Поэтому я полностью согласна с вами по поводу "вау-эфекта" чисто от изобретательности, терпения, желания делать и т. д.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]